Бесплатный шиномонтаж

Какие проблемы чаще всего возникают при использовании генератора, причины их появления

Внезапный отказ генератора и сопутствующего оборудования — одна из самых неприятных поломок автомобиля в дороге. Когда авто питается от АКБ, оно может «протянуть» незначительное расстояние до полной разрядки, особенно в холодное время года. 

Есть два типа поломок: механические и неисправности в электрических компонентах. О том, что агрегат требует ремонта, часто сигнализируют такие симптомы, как тусклый свет приборов освещения, мигание и постоянное горение лампы контроля на приборной консоли, проблемы с запуском двигателя.

Краткий перечень характерных неисправностей генератора

Назовём 10 основных неисправностей автомобильного генератора:

  • Загорелся «чек» отказ генератора.

  • Слабый контакт или пробои в цепи зарядки АКБ.

  • Проблемы с приводным ремнём — обрыв или проскальзывание по шкиву.

  • Изнашивание или разрушение подшипников ротора.

  • Изнашивание или залипание щёток.

  • Изнашивание токосъёмных колец.

  • Нестабильная работа или поломка РРН (реле регулировки напряжения).

  • Проблемы с обмотками генератора — замыкание межвитковое или обрыв.

  • Пробой или обрыв выпрямителя (диодного моста).

  • Нехватка мощности генератора.

Далее рассмотрим устройство и возможные поломки генератора подробнее.

Устройство и принцип работы генератора автомобиля

Генератор автомобиля — агрегат, который преобразует вращение в электроэнергию. Благодаря этому появляется возможность зарядки АКБ, функционирования различных электрических устройств во время работы мотора. Помимо освещения, радио и обогрева заднего стекла, сюда входят серводвигатели электростеклоподъёмников и гидроусилителя руля. Также могут работать и современные системы помощи при вождении, такие как адаптивное освещение поворотов, система парктроник, ABS или ESP.

Сейчас используют исключительно трёхфазные генераторы с ременным приводом. Даже на низких оборотах двигателя они могут генерировать достаточно электроэнергии для снабжения большого количества потребителей.

Генератор состоит как из статических (неподвижных), так и из динамических (подвижных) частей. Первые включают алюминиевый корпус, диоды, крышку, корпус и контроллер заряда с угольными щётками. Последний элемент обеспечивает необходимое напряжение и может реагировать на соответствующие нагрузки. При этом аккумулятор автомобиля выполняет функцию буфера напряжения и накопителя энергии, который обеспечивает питание как при выключенном, так и при работающем двигателе.

Устройства могут различаться по размеру, взаимному расположению некоторых компонентов, производительности и мощности.

Помимо обычных генераторов, есть комбинированные стартер-генераторные установки, которые работают одновременно и как стартер, и как генератор. Обычно такие устанавливают на гибридные транспортные средства (ДВС + электромотор) или автомобили с системой старт-стоп.

Наиболее частые неисправности генератора

Теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся поломки генератора автомобиля.

1. Загорелся «чек» отказ генератора.

Если загорелся «чек», это говорит об общей проблеме в функционировании устройства. Этот сигнал на 100% гарантирует, что агрегат скоро выйдет из строя. Если автомобиль ещё не потерял способность двигаться, нужно предпринять срочные меры по диагностике и ремонту электрогенерирующего устройства.

2. Плохой контакт или повреждения в цепи зарядки АКБ.

Наиболее распространённая поломка — плохой контакт. Практически на всех авто «заземление» подключено к двигателю снизу кузова. Грязь, влажность, замасленность и другие факторы нарушают целостность контакта.

То же относится и к положительному силовому кабелю генератора. Его подключают непосредственно к батарее. При проблемах с данным кабелем возникнут похожие признаки.

Одновременно проверяют состояние контактов цепи управления, которая идёт от замка зажигания к генератору, а также к сигнальной цепи (на РРН). Нарушение контакта может полностью прекратить подзарядку АКБ.

3. Проскальзывание или обрыв приводного ремня.

Существует ряд причин, которые приводят к проскальзыванию приводного ремня:

  • не хватает напряжения;

  • загрязнение шкива водой, маслом;

  • естественное растягивание, провисание ремня, которое приводит к проскальзыванию.

Эта неисправность, которая практически незаметна при малых оборотах: она проявляется только тогда, когда агрегат работает при повышенной нагрузке.

Часто одним из симптомов может быть характерный щёлкающий звук при запуске мотора или повышении нагрузки. Свист, который сопровождает скольжение ремня по шкиву, также хорошо слышен во время дождя, когда вода попадает на вращающиеся элементы. В этом случае следует натянуть ремень или заменить на новый.

Обрыв приводного ремня — это серьёзная поломка, которая приводит к обездвиживанию авто. Генератор просто перестаёт вырабатывать электроэнергию из-за потери вращения якоря (ротора). Устранять её следует незамедлительно.

4. Износ или разрушение подшипников ротора.

Износ подшипников на роторе грозит серьёзными проблемами при дальнейшей работе, вплоть до полного разрушения деталей. В первую очередь изменяется траектория вращения оси, и ротор начинает «цеплять» неподвижные элементы. Зачастую после износа подшипников происходит межвитковое замыкание и полная остановка якоря.

Выявить неисправность можно по характерному гудящему звуку, который усиливается в зависимости от подключённой нагрузки. 

5. Износ или зависание щёток.

Часто щётки изнашиваются в ходе эксплуатации. Их изготавливают из графита, который достаточно легко истирается. Длины щёток попросту не хватает, чтобы обеспечить необходимый функционал.

Основной симптом износа — искрение.

Возможно также залипание деталей из-за того, что направляющие загрязняются. В результате теряется подвижность элементов, контакт. Симптомы — искрение, прекращение генерации электричества.

6. Износ токосъёмных колец.

Ротор генератора оснащают токосъёмными кольцами, которые непосредственно передают напряжение на обмотку. При эксплуатации устройства наступает износ токосъёмных колец, который проявляется искрением, потерей напряжения и остановкой агрегата.

Для диагностики этой неисправности придётся снять и разобрать узел.

7. Некорректная работа или выход из строя РРН.

Неисправности РРН сравнительно легко поддаются диагностике. Один из признаков — снижение показателей напряжения на борту как с нагрузкой, так и на холостом ходу. Это говорит о сгоревшей электронике в реле.

Определить неисправность можно по контрольке на приборной доске и по данным с вольтметра. В этом случае прибор показывает 12 В — ток с АКБ.

8. Межвитковое замыкание или обрыв в обмотках генератора.

Существует два симптома, которые указывают на обрыв обмоток: сбой в электросети и последующий отказ генератора. Межвитковое замыкание характерно значительным перегревом оборудования. Точно указать на причину неисправности возможно только если снять агрегат.

9. Пробой или обрыв диодов выпрямительного моста.

Комплект диодов (мост) — это выпрямитель для автомобильной электросети. В стандартном исполнении это три ответвления по два диода. При пробое происходит резкий скачок показателей напряжения.

Пропуск диодом тока в двух направлениях называется пробоем.

Обрыв — это некритичная неисправность. В любом случае целые диоды будут выполнять все необходимые функции. Когда нагрузка возрастёт, появится эффект просадки напряжения.

10. Недостаточная мощность генератора.

Одна из частых проблем, которые наблюдают на современных авто. Её вызывает не поломка агрегата, а мощные нештатные потребители на борту. Сюда можно отнести ксенон, акустику, инвертор на 220 В. Решение одно — установить генератор с повышенными показателями мощности.

Вся бортовая электросистема авто зависит от исправности генератора. Чем интенсивнее эксплуатируют автомобиль, тем больше вероятность, что агрегат выйдет из строя.

Если это произошло, не стоит пытаться решить проблему самостоятельно. Лучше обратиться к автомеханикам: так получится сэкономить деньги, время и нервы.